Новости
7 апреля 2018, 19:03

В Нью-Йорке проходит выставка, посвященная индийскому учителю Падмасамбхаве

В Художественном музее Рубина в Нью-Йорке проходит выставка «Второй Будда: повелитель времени», сообщает www.sedmitza.ru со ссылкой на сайт музея. Выставка посвящена индийскому учителю буддийской тантры VIII века Падмасамбхаве, внесшему значительный вклад в становление тибетского буддизма.

Собственно за его деятельность в качестве первого проповедника буддизма в Тибете он почитается значительной частью тибетцев как «второй Будда». (В Тибете и Бутане он также известен под именем Гуру Ринпоче, что значит «Драгоценный Учитель».)

На выставке представлено около 40 экспонатов, созданных в период с XIII по XX век. Экспонаты – культовые изображения на ткани и скульптуры из драгоценных металлов и камня – и многочисленные тематические стенды рассказывают историю почитания и становление преданий и письменных легенд о Гуру Ринпоче. Произведения религиозного искусства демонстрируют широкий спектр живописных стилей и огромное региональное разнообразие, проявившееся в процессе выражения и запечатления идей и сюжетов, которые связывают с именем знаменитого учителя буддийской тантры.

Выставка имеет три тематических секции, первая из которых представляет учителя Падмасамбхаву в контексте средневековой тибетской культуры. Две другие секции знакомят посетителей с обширным вероучительным и культовым наследием тантрического буддизма, с тем, какие изменения он претерпевал на протяжении столетий и в каком виде сохраняется сегодня.

Благодаря интерактивной технологии дополненной реальности (AR technology) гости выставки могут при рассмотрении экспонатов видеть невидимые для физического зрения элементы изображений и скульптур. По уверению организаторов выставки это способно открыть новое измерение в восприятии как тех или иных отдельных древних и новых памятников буддийского искусства, так и в понимании легенд и историй учителей и хранителей преданий тантры.

«Многие тибетцы связывают свою религиозную и национальную идентичность с историями о прославленном наставнике, – говорит куратор выставки Елена Пакхутова. – Эти истории многократно переписывались и дополнялись на протяжении веков. Многие сцены и образы из низ запечатлены в различных произведениях искусства. Творческое переложение легенд продолжается в тибетском буддизме до сего дня, что позволяет говорить о преемственности неиссякающей живой религиозной традиции».

В рамках выставки «Второй Будда: повелитель времени» пройдёт несколько открытых лекций по истории, практике, теории Тантры, а также состоится многодневный семинар, посвящённый теме почитания и изучения наследия учителя Падмасамбхавы и его последователей в современном буддизме.

Художественный музей Рубина (Rubin Museum of Art) — музей гималайского и тибетского искусства, находящийся в Нью-Йорке, США. Музей является одним из крупнейших в США научных центров, специализирующихся по изучению искусства Тибета и Гималаев, а также влияний на это искусство со стороны культуры Монголии, Индии, Центральной и Юго-Восточной Азии.

В 2013-2014 годах в Художественном музее Рубина проходили одновременно две выставки буддийского искусства Тибета. На первой выставке под названием «Произведения тибетского искусства: жемчужины коллекции» (23 июля 2013 г. - 6 января 2014 г.)были представлены лучшие образцы тибетской живописи из фондов Рубиновского музея.

Расположенные по принципу географического распространения, экспонаты показали разнообразие и специфику художественных традиций западного, центрального и восточного Тибета и Бутана в контексте взаимодействовавшим с ними искусством Индии, Кашмира, Непала, Китая и Монголии.

Посетитель выставки увидели на экспозиции огромное количество каменных статуй, маленьких статуэток из металла и кости и настенных фресок, а также гобеленов из шелка с изображением буддийских и индуистских божеств и мифологических сцен. Время их создания относится к периоду с IX по XIX век. Самый древний экспонат выставки, датируемый VII в. – это гравированный металлический трон в виде львов, найденный в районе Каракорумского шоссе (Северный Пакистан).

Лотосовая мандала Хеваджры начала XIII в. из северо-восточной Индии – одно из самых известных и ранних изображений этого божества медитации в тантрическом буддизме. В пространство мандалы как бы встроены отпечатки стоп основателей тантрического буддизма.

Также на выставке экспонировались факсимильные в натуральную величину фотокопии отдельных частей настенной живописи Лукханга, тайного дворца Далай-ламы V, построенного в XVIII в. и находящегося недалеко от Дворца Потала в Лхасе. Факсимиле сделаны по специально разработанной музеем технологии фотографии высокого разрешения, с помощью которой фрески-копии воспринимаются наблюдателем намного реалистичнее и с большей детализированностью, нежели в оригинале.

Другая выставка – «Невидимое в искусстве Тибета» (15 марта 2013 г. - 10 февраля 2014 г.) – имела своей целью показать иную сторону деятельности тибетских мастеров. На ней вниманию посетителей предлагаются тексты, надписи и религиозные символы, которые были обнаружены на оборотной стороне различных произведений искусства Тибета XIII-XIX вв.

Эти тексты, большая часть которых представляет собой мантры, выдержки из священных книг буддизма, изречения мудрецов, духовные стихи и сакральную символику, наносились на скульптуры или гобелены с целью истолкования изображенного. Кроме того, в некоторых из них содержится описание малоизученных ритуалов, которые, по всей вероятности, совершались перед изображениями.

В США выставки буддийского искусства в последние годы также проводились в музее американского «Общества Азии» (The Asia Society), в американском Национальном музее искусства Азии, в нью-йоркском Метрополитен-музее.

В музее американского «Общества Азии» (The Asia Society) в августе 2011 года открылась крупная выставка буддийского искусства из Пакистана. Экспозиция называлась «Буддийское наследие Пакистана: искусство Гандхары» (“The Buddhist Heritage of Pakistan: Art of Gandhara”); на ней было представлено 75 скульптур, а также целые и частично сохранившиеся барельефы культовых зданий, произведения религиозного искусства из золота и бронзы, созданные в Гандхаре, исторической области на территории восточного Афганистана и северо-западного Пакистана, где в VI в. до Р. Х. существовало Гандхарское царство, становившееся позже поочередно частью Персидской и Маурьийской империй, Греко-бактрийского царства, Парфянской державы.

Большая часть экспонатов никогда прежде не выставлялась в музеях США. Они специально были привезены в США из Национального музея Пакистана и Лахорского музея. Эта нью-йоркская экспозиция стала первой за последние пятьдесят лет выставкой, посвященной Гандхарскому искусству (последний раз подобную выставку «Общество Азии» проводило в 1960 г.).

На выставке были представлены выдающиеся произведения религиозного искусства, созданные скульпторами и ремесленниками Гандхары в период с I века до Р.Х. по V века до Р.Х. Наиболее примечательными на выставке, по мнению экспертов, были экспонаты, обнаруживающие сильное греко-римское влияние на буддийское мировосприятие жителей Гандхары и искусство этого региона. В ряде скульптур, настенных изображений и капителей колонн видны нередкие для Гандхары сочетания элементов персидского и индийского искусства.

С 17 сентября 2013 года по 2 февраля 2014 года в нью-йоркском Метрополитен-музее проходила выставка шедевров искусства Тибета и Непала. Здесь было представлено 14 произведений, созданных в XI-XVII веках и недавно приобретенных музеем. Ранее эти работы принадлежали Джеку и Мюриэл Циммерманам. По словам организаторов, этим коллекционерам удалось собрать в 1960-х годах великолепные образцы гималайского искусства. Пять купленных музеем скульптур считаются одними из «редчайших и важнейших объектов», когда-либо включенных в западную коллекцию данного направления. Остальные девять экспонатов представляют собой «образец непальского и тибетского изобразительного искусства», отметили авторы проекта.

В конце 2017 года в американском Национальном музее искусства Азии, что в Вашингтоне, открылась экспозиция «Встречая Будду: искусство и духовные практики на пространствах Азии».

Буддизм, как известно, является не первое тысячелетие едва ли не главным фактором формирования культуры многих народов Восточной, Средней и Юго-Восточной Азии. Сегодня искусство этих народов продолжает удивлять и оказывать влияние на людей Западного мира.

На этой выставке было представлено более двухсот произведений буддийских скульпторов и художников, творивших на протяжении двух тысячелетий. Экспонаты организаторами выставки были распределены по различным секциям так, чтобы продемонстрировать обилие художественных направлений, созданных в рамках многочисленных школ буддизма.

Электронные тематические панели и инсталляции позволяли посетителям узнать об истоках символики тех или иных статуй и священных изображений, а также проследить, когда и при каких условиях они были созданы, как использовались в богослужении и повседневной медитации.

Многие статуи, статуэтки, монументальные и миниатюрные изображения Будды, бодхисаттв, различных йидамов тантрического буддизма из представленных на выставке, первоначально размещались не только в храмах Тибета или Шри-Ланки, но и в домашних алтарях индийских раджей и их богатых подданных, а также были дорожными реликвиями паломников и странствующих монахов.

Национальный музей искусства Азии в Вашингтоне (состоит из двух Галерей искусств - Фреера и Саклера) – это крупнейшее в стране хранилище произведений буддийского, а также исламского и древнеегипетского искусства. Его экспозиции входят в число самых посещаемых в мире. Он входит в систему музеев Смитсоновского института, научно-исследовательский и образовательный центр, в музеях которого собрана самая крупная в мире коллекция экспонатов, музейных ценностей и артефактов. В состав института входят 19 музеев, зоопарк, 9 научно-исследовательских учреждений, а также 156 музеев, являющихся филиалами Смитсоновского института в разных штатах США и странах мира.

По материалам сайтов savetibet. ru, sedmitza.ru

comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg