Новости
4 декабря 2017, 10:28

Книжный стенд посвященный 660-летию великого реформатора буддизма Чже Цонкапы

К национальному празднику Зул в библиотеке Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» оформлен книжный стенд, посвященный 660-летию Чже Цонкапы, выдающегося тибетского религиозного деятеля, философа и проповедника, основоположника наиболее влиятельной из буддийских школ - Гелуг. Происхождение праздника Зул (у тибетцев – Монлам Чхенмо) связано с Чже Цонкапой (Зунква по-калмыцки).

Реформатора тибетского буддизма Чже Цонкапу (1357-1419), основавшего в 1409 году желтошапочную школу Гелуг-па, называли Вторым Победителем (Вторым Буддой).

Учения перешли от великих индийских пандитов к несравненному Чже Цонкапе (около 1380 года) по линии преемственности примерно двадцати знаменитых йогинов, знатоков медитации, в традиции Кадампы. Чже Цонкапа, в свою очередь, передал эти учения семнадцати или восемнадцати своим ученикам.

Цонкапа стал знаменитым, еще не достигнув 30 лет, после создания философского трактата «Сэртренг» («Золотые четки»). Им написано 185 книг, которые были изданы в 17 томах. Программные произведения Цонкапы – «Ламрим Ченмо» («Ступени великого Пути»), где излагается учение о трех типах личности, теория пустоты (шуньята), важность практики созерцания, и «Нгагрим» («Ступени тантры»), посвященные тантрической проблематике.

Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики.

Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно её основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы — Гелуг — в переводе означает «Добродетель» и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.

Учение созданной Цонкапой школы получает широкое распространение благодаря активной поддержке его учеников, широкой сети монастырей, оно становится государственной идеологией, просуществовав в качестве таковой до середины ХХ века.

Школа Гелуг стала в Тибете наиболее многочисленной и играла важнейшую роль в политике Тибета и близлежащих стран.

Имя Цонкапы почиталось не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Калмыкии.

В 1419 году Чже Цонкапа ушел в мир иной. За десять лет до своего ухода в нирвану, в 1409 году (когда им была основана школа Гелуг), он учредил праздник Монлам Чхенмо (буквально: «Великая молитва»), ставший главным религиозным праздником Тибета. Он отмечался ежегодно в период празднования Нового года, вплоть до 1959 года, когда Тибет был захвачен Китаем.

Калмыки также в этот день Зул, то есть 25-го числа первого зимнего месяца, поминают Цонкапу-Зункву, но согласно их народным легендам великий учитель Зунква в этот день родился или излечился от смертельной болезни, а не ушел в нирвану. По одной народной версии, этот день рождения Богдо Зунквы, много работавшего над учением Будды и создавшего религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких хурулах, стал после его ухода в нирвану и днем рождения всего калмыцкого народа. Именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год, причем все одновременно.

В другой калмыцкой легенде говорится, что мудрый Зунква излечился от тяжкого недуга благодаря молочному чаю, названному впоследствии калмыцким. По совету одного лекаря Зунква пил этот неведомый для него прежде божественный напиток в течение семи дней и, наконец, 25-го первого зимнего месяца он почувствовал себя совершенно здоровым. С тех пор калмыки каждый год в этот день в честь излечения мудреца Зунквы празднуют Зул.

В дни Зула буддийское духовенство отмечало очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цонкапы.

Во время праздника Зул калмыки передавали в хурулы пищу для поминания умерших родственников, что связано с характером праздника, означавшего поминание Цонкапы.

С 1994 года праздник Зул в Калмыкии отмечается официально – как общереспубликанский национальный праздник, ежегодно объявляется нерабочим днем. Во всех хурулах и молельных домах проходят торжественные богослужения в честь дня рождения и ухода в нирвану великого учителя Цонкапы (Зунквы).

В Калмыкии память о великом реформаторе буддизма Чже Цонкапе увековечена и монументально. В Элисте установлена статуя Чже Цонкапы, которая находится в застекленной ротонде в третьем микрорайоне, напротив ступы Просветления. Другая статуя ламы Цонкапы была открыта в поселке Первомайский Приютненского района. Уместно напомнить также, что 9 лет назад в Городовиковске был открыт первый в Европе тантрический монастырь. Он официально именуется так: «Тантрический монастырь Владыки Цонкапы». В нем хранится редчайшая реликвия – кусочек черепа самого Чже Цонкапы. Этот священный фрагмент привезли из Индии учитель Тубтен Тинлей и его брат лама Ямпель, которых пригласил Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче для организации строительства в нашей республике первого тантрического монастыря.

На книжном стенде Центрального хурула Калмыкии в эти дни представлены некоторые труды Чже Цонкапы, переведенные на русский язык, а также две книги Его Святейшества Далай-ламы ХIV: «Путь к Просветлению (лекция о Чже Цонкапе)» и «Три основы пути (комментарий к произведению Чже Цонкапы)».

Конечно, здесь представлен и главный труд Цонкапы – «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (Ламрим Ченмо): на полке помещен один том из пятитомного издания 1998 года (первого полного перевода на европейский язык). Напомним, что в текущем году издательство “Нартанг” (Санкт-Петербург) выпустило в свет новое издание “Большого руководства к этапам пути Пробуждения” – в двух объемистых томах.

Это наиболее известный труд, где важнейшие идеи индо-тибетского буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывающего весь путь духовного развития вплоть до достижения Пробуждения. Эта священная книга предназначена не только для буддийских алтарей, она поможет понять суть буддийского учения всякому человеку, интересующемуся культурой Востока или задумывающемуся о смысле жизни.

На стенде есть и сокращенная версия этого большого труда Чже Цонкапы – «Средний Ламрим». Эта книга, как и вышеупомянутая работа Далай-ламы «Три основы пути», издана в замечательной серии «Наланда» (Москва, фонд «Сохраним Тибет»). В книжной экспозиции представлена также аналогичная по содержанию брошюра «Краткое изложение поэтапного пути к Просветлению».

Посетители храмовой библиотеки здесь также могут ознакомиться с другими работами Чже Цонкапы и материалами о нем– «Сущность медитации», «Тантрическая этика», «Чже Цонкапа: счастливая судьба» и др.

О Чже Цонкапе

Чже Цонкапа родился в 1357 году, в десятый день десятого месяца, в долине Цонка провинции Амдо восточного Тибета. В трёхлетнем возрасте Цонкапа получил полные обеты буддиста-мирянина от Кармапы IV Ролпе Дордже, который также даровал ему имя Кунга Ньингпо. В семь лет он принял обеты монаха-послушника от своего наставника Чойдже Дондупа Ринчена и был назван Лобсангом Драгпа. Уже в столь юном возрасте Цонкапа получил многие учения и посвящения в тантры Херуки, Ямантаки и Хаягривы и знал наизусть такие тексты, как «Произнесение имён Манджушри».

В возрасте 17 лет стал учеником высокого ламы Жезюнь Рэндава, чтобы учиться Сутре и Тантре. В 24 года Цонкапа стал гелюнгом, в 36 лет медитировал.

Движимый страстью к обретению духовных знаний, Цонкапа много путешествовал и обучался у наставников всех традиций тибетского буддизма. В 16-летнем возрасте он отправился в монастырь Дрикунг Кагью в центральном Тибете, где приступил к обучению под руководством настоятеля Ченга Чокьи Гьялпо, от которого получил наставления по бодхичитте и Махамудре. Кончог Кьяб из того же монастыря передал ему свои знания о медицине, и всего через год Цонкапа достиг мастерства в этой области. Одарённый необычайной памятью, он без труда запоминал даже самые сложные тексты. Так, он выучил наизусть весь комментарий к обширному коренному тексту по своду правил монашеской дисциплины (Виная), запоминая по 17 фолиантов в день. Слава об этом духовном гении скоро разнеслась по всей стране и в итоге дошла даже до китайского императора Чжу Юаньчжана, который послал ему приглашение посетить Китай.

Из Дрикунга Цонкапа направился в монастырь Чодра Ченпо Дэвачен, где продолжил своё образование. За два года он освоил все труды Будды Майтрейи и тексты по Праджняпарамите. Добившись высокого мастерства в искусстве философских диспутов, он прославился своей эрудицией.

Во время посещения Ньяпон Кунга Пел в Цечене Дже Ринпоче встретил сакьяского учителя Рэндаву, которого позже стал считать своим основным духовным наставником. Именно в этот момент Цонкапой была написана знаменитая молитва «мигдзема», переадресованная Рендавой ему же самому. У Рэндавы и другого своего наставника школы Сакья Кажипа Лосела Цонкапа получил наставления по монашеской дисциплине, феноменологии, теории достоверного познания, Мадхьямаке и Гухьясамаджа-тантре. Он также получил передачи Шести Йог Наропы, Калачакры, Махамудры, Ламдрэ (Пути и Плода), Чакрасамвары и многие другие, а впоследствии передал их своим ученикам.

В возрасте 25 лет Чже Цонкапа принял полное монашеское посвящение и затем, в Наньинге, начал преподавать Абхидхарму. В это время у него начались сильные боли в спине, но он самостоятельно вылечился от этого недуга, применив метод, полученный в монастыре Сакья от Дордже Ринчена, который также дал ему комментарий на Хеваджра-тантру.

Усердие Цонкапы в духовных занятиях было неистощимым. Помимо изучения и преподавания философии, он интенсивно занимался йогой и медитацией, а также различными очистительными практиками.

Цонкапа никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако, он не скрывал своих близких отношений с бодхисаттвой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека.

Когда Цонкапе было около сорока лет, ему в видении явился Манджушри, который подтвердил, что Цонкапа достиг прямого познания пустоты и больше не нуждается в наставлениях на эту тему. Затем Манджушри посоветовал Цонкапе продолжать проповедовать Дхарму на основе учений Нагарджуны и Атиши. Вскоре после этого Цонкапа отправился к югу от Лхасы, где и встретил своего будущего ученика Гьялцаба Дарма Ринчена (1364—1432), который в то время принадлежал к школе сакья и уже прославился как великий учёный этой традиции, блестяще владеющий искусством философского диспута.

Их первая встреча произошла, когда Цонкапа начинал одно из своих публичных учений. Гьялцаб открыто оспорил авторитет Цонкапы, усевшись на его трон, но, когда Цонкапа начал говорить, Гьялцаб понял, что знания Дже Ринпоче намного превосходят его собственные. В ходе комментариев Цонкапа отвечал на все те вопросы, которые ранее казались Гьелцабу неразрешимыми, и тот вскоре осознал, что ведёт себя недопустимо. Соскочив с трона, он смиренно сделал три простирания перед наставником и занял место среди слушателей. Позже он стал одним из двух «сердечных» учеников Цонкапы. Другим был Кхедруб Гелег Пелзангпо (1385—1438), который стал последователем Цонкапы несколькими годами раньше.

В целом Цонкапа обучался под руководством более ста учителей, усердно выполнял духовную практику и, в свою очередь, обучил тысячи учеников, по большей части в центральных и восточных районах Тибета. Он также много писал. Собрание его сочинений в восемнадцати томах включает в себя сотни трудов по всем аспектам буддийского учения, разъясняющие наиболее трудные для понимания положения Сутраяны и Мантраяны.

Пабонка Дечен Ньингпо называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелуг имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Чже Цонкапа восстановил процесс исторической преемственности буддийской традиции.

Он создал цельную и стройную систему буддийского учения, включив в него логику и диалектику школы Мадхьямика, ведущие концепции школы Виджнянавада (теория сознания), «Энциклопедию Абдхирхармы» Васубандху, тексты Праджняпарамиты и кодекс Винаи (устав монашеской жизни).

С утверждением позиций желтошапчной школы Гелуг-па в Тибете связаны четыре главных деяния Цзонхавы: 1) реставрация и переосвящение изображения Майтреи – будды Грядущего мирового периода, как знак тысячелетнего существования новой школы; 2) возвращение к строгому монашескому уставу в традиции хинаяны на всетибетском Соборе, где присутствовали представители всех буддийских школ Тибета; 3) учреждение праздника Монлам Чхенмо и включение его в новогодний праздничный цикл, что способствовало единению народа и новой школы; 4) строительство монастыря Галдан, или «земли тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре мандалы идамов Сангдуй, Демчхог, Дорчже джигчжед.

При жизни его сравнивали с бохисаттвами – Авалокитешварой и всеведущим Манджушри. Он стремился укрепить монастырскую традицию, возрожденную Атишей, и говорил, что люди, практикующие йогу, проявляют мало интереса к учению и теоретическому знанию, а любящие учиться мало заботятся о применении в духовной практике результатов своей учебы. Цонкапа хотел исправить такое положение дел и установить гармонию между йогой, теорией и монашеской дисциплиной. В частности, он добился того, что в монастырях монахов обязывали изучать основы всех направлений Тхеравады и Махаяны, и лишь после того, как они овладевали этими основами и принимали монашеские обеты, их допускали к практике тантрической йоги. Кроме того, Цзонкхапа призывал к преображению монастырей, утверждал, что внешняя красота служб и строений способствует укреплению веры. После Цонкапы в тибетских монастырях появились украшенные изображения будд и бодхисатв в покровах из тончайшего шелка. Цонкапа также изменил цвет одежд монахов: убрал красный, символизировавший мудрость-праджню, и снова ввел шафрановый, цвет бедности и смирения, а красные головные уборы заменил желтыми (откуда распространенное в буддологической литературе название школы Гелуг-па – «желтошапочники»). По житию, перед смертью Цонкапа почти месяц пребывал в глубоком самадхи, выйдя из которого преподал последние наставления ученикам, причем его лицо испускало невыносимое для глаз сияние, а обликом он напоминал 16-летнего юношу. Его тело забальзамировали и покрыли золотыми пластинами, а позднее поместили в ступу. Один из учеников Цонкапы, Гэндун-дуб, был посмертно провозглашен Далай-ламой Первым.

Этот великий наставник написал комментарий на «Светоч» Атиши под названием «Этапы пути к просветлению» («Джангчуб ламрим»), предназначавшийся для крайне невежественных учеников.

Известно, что многие удачливые существа благодаря практике ламрима ясно узрели все чистые воззрения Будды, изложенные в комментариях, обширные и глубокие, как безграничный океан. Применяя сущностные методы, они полностью постигли все знания Будды и тем самым пришли к просветлению.

Эти учения, переданные Чже Цонкапой многим другим медитирующим практикам, в конечном итоге дошли до наставников Его Святейшества Далай-ламы ХIV.

Цонкапа ушёл из жизни в возрасте 60 лет, в 1419 году, в двадцать пятый день десятого тибетского месяца. По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.

После ухода Цонкапы, Кхедруб-чже и Гьелцаб-чже сохранили и передали потомкам созданную им систему. По просьбе других учеников Гьелцаб взошёл на трон Ганден, получив официальное признание в качестве основного преемника линии Цонкапы. Он сохранял за собой этот пост в течение двенадцати лет, вплоть до своей кончины. За свою жизнь Гьелцаб-чже написал ряд значимых трудов, собрание его сочинений насчитывает восемь томов. Следующим за Гьелцабом держателем трона Ганден в течение семи лет был Кхедруб, который затем скончался в возрасте пятидесяти четырех лет. Эти два наставника считаются «духовными сыновьями» Цонкапы, на танках их часто изображают сидящими по обе стороны от Чже Ринпоче.

В 1977 году в Тоскане (Италия) под эгидой Фонд поддержания традиции Махаяны был основан Институт Ламы Цонкапы, ставший одним из крупнейших буддийских образовательных учреждений в Европе. В 2001 году тибетский лама-эмигрант, доктор буддийской философии Кхенпо Кьосанг Ринпоче основал во французском Эльзасе Институт им. Чже Цонкапы.

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

На последнем снимке: тантрический монастырь Владыки Цонкапы в Городовиковске

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg